С начала года в Петербурге было размещено более 14 тыс. промышленных вакансий для молодых специалистов, что на 49% больше, чем в 2023 году, подсчитали в hh.ru.
По стране число вакансий в производстве выросло на 40%
Всего в период с января по сентябрь 2024 года российские работодатели разместили на этой рекрутинговой платформе более 1,3 млн вакансий, связанных со сферой производства и промышленности. На специалистов без опыта и в том числе молодых работников и выпускников приходится более 242 тыс. или 18% вакансий, говорится в исследовании.
Вместе со спросом на кадры растут и зарплаты. Так, средний предлагаемый доход в производственной сфере для молодых специалистов без опыта составляет в среднем 62,9 тыс. рублей, зарплатные предложения для таких работников выросли на 26%.
В Петербурге, например, доход начинающих заводчан и производственников вырос за год на 22% до 71,5 тыс. рублей. Максимальные зарплатные предложения выросли до 105 тыс. рублей.
Как следует из представленных данных, сильнее всего работодатели нарастили возможный доход для молодых специалистов, претендующих на такие производственные профессии как инженер ПНР (+52% до 83,8 тыс. рублей), электромонтажник (+50% до 76 тыс. рублей) и механиков (+28% до 67,2 тыс. рублей). При этом нет ни одной производственной профессии, где работодатели бы не увеличили возможный доход для молодых кадров, подчёркивают аналитики hh.ru
Кадровый голод сегодня: ситуация по отраслям
Рынок труда сегодня перегрет, кадровый голод наблюдается практически во всех отраслях. Чтобы закрыть даже регулярные позиции в бэк-офисе, в текущих условиях потребуется гораздо больше времени, чем три года назад, обращает внимание директор департамента HR девелопера GloraX Наталья Лёшина.
Наиболее востребованные работодателями в сфере девелопмента и строительства специалисты — это опытные проектировщики и сметчики, управляющие проектами, руководители строительства. Дефицит ощущается и среди рабочих профессий, отмечает эксперт.
“
"Строительство входит в топ-3 отраслей с наиболее высоким спросом на персонал наряду с промышленным производством и ретейлом. А в случае с GloraX важно отдельно подчеркнуть тот факт, что наша компания кратно выросла за последний год, а рост бизнеса сопровождается активным набором сотрудников. Поэтому у нас всегда в работе порядка 200 новых вакансий", — говорит Наталья Лёшина.
Гендиректор страховой компании "Капитал-полис" Алексей Кузнецов отмечает, что в настоящее время бизнес испытывает значительный кадровый дефицит, экономике страны не хватает около 5 млн сотрудников. Компаниями используются различные инструменты для привлечения и удержания кадров. Одним из таких основных механизмов, по его словам, является ДМС.
“
"Среди наших клиентов второй год наблюдаем появление компаний, которые страхуются впервые, хотя ранее даже не задумывались об этом. Сейчас у них возникает необходимость в дополнительных социальных льготах для своих сотрудников. ДМС — это "must have" на рынке труда", — говорит гендиректор "Капитал-полис".
В компании "CиСофт Девелопмент" внимательно следят за ситуацией с кадрами в отрасли и стараются быть готовыми к возможным вызовам, подбор кадров не останавливается.
"Мы работаем в сфере разработки ПО для проектирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры, поэтому нам нужны специалисты с глубокими знаниями в области информационных технологий и инженерии. На данный момент мы не испытываем острого кадрового дефицита, но продолжаем искать талантливых разработчиков, инженеров-проектировщиков и других специалистов, которые помогут нам создавать инновационные решения для наших клиентов", — говорит заместитель генерального директора по научной работе АО "СиСофт Девелопмент" Михаил Бочаров.
Как обучить кадры под себя и удержать сотрудников
В "РОСТерм" обращают внимание, что все компетенции сотрудниками завода приобретаются непосредственно на заводе компании при изучении технологических процессов. Навыки и знания передаются исключительно от мастера к ученику.
Там отмечают, что на данный момент ни в одном ВУЗе, колледже, техникуме нет курсов и практического обучения по работе на инновационном оборудовании завода. Как бы ни автоматизировали работу производства, люди, которые контролируют процесс и чинят станки на производстве, будут нужны всегда, констатируют в компании.
“
"Сегодня в период интенсивного развития производства и запуска нового оборудования заводу РОСТерм не хватает молодых специалистов, которые придут на смену опытным мастерам. Уже несколько лет РОСТерм сотрудничает с профессиональными колледжами в поиске молодёжи, которая готова свои технические знания перевести в современную реальную профессию и реализовать в будущем свою мечту в карьерных амбициях", — говорят в пресс-службе "РОСТерм".
В компании "CиСофт Девелопмент", например, есть своя школа, где проводятся курсы повышения квалификации. Там организуют обучение самостоятельно, также к семинарам подключают специалистов "CиСофт Девелопмент". Курсы разработаны с учётом потребностей рынка и современных тенденций в области технологий информационного моделирования.
“
"Количество специалистов, которых мы привлекаем, зависит от текущих проектов и потребностей компании. В среднем нам требуется несколько десятков новых сотрудников каждый год", — говорит замгендиректора компании Михаил Бочаров.
В строительной отрасли распространена практика привлечения на стажировки студентов, в GloraX трудоустраивают до 60% стажёров, отмечает глава HR компании Наталья Лёшина.
По её словам, учащиеся 2–3 курсов погружаются в специфику бизнеса, привыкают к корпоративной культуре, постепенно вовлекаются в проекты и имеют все шансы стать ценными кадрами для компании.
Проблему кадрового дефицита также помогает решить проект Общественного совета при Минстрое России "Я — Строитель Будущего!". Это программа популяризации профессий в сфере архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства для детей и молодёжи.
“
Обучение важно продолжать после трудоустройства в компанию, и предоставлять работникам условия для дальнейшего развития. Так, сотрудники GloraX имеют возможность получать дополнительное образование на платформах Яндекс Практикум и Lerna в рамках партнерских программ лояльности, в планах формирование полноценного корпоративного университета с мультиформатными программами. Мы также проводим корпоративное обучение по широкому спектру направлений: от управленческой зрелости до работы с данными. Основной упор мы делаем на развитие вдохновляющего лидерства, навыки продаж и работы с клиентом, развитие творческих способностей и профессиональных компетенций.
Наталья Лёшина
директор департамента HR GloraX
“
Стараемся быть привлекательными, как для своих сотрудников, так и для потенциальных работников. Наш социальный пакет включает в себя: ДМС, путевку в дом отдыха за счет компании, бонусы к отпуску, ко дню рождения, юбилеям, к рождению ребёнка. Для нас важно, чтобы каждый член команды разделял смыслы существования компании. В прошлом юбилейном для нас году, провели ребрендинг и делаем упор на smart-концепцию, идём в ногу с цифровизацией.
Алексей Кузнецов
генеральный директор СК "Капитал-полис"